Мастер-класс Тиграна МАЙТЕСЯНА


Д. Рокот

Большое событие в Ипполитовке

19 апреля в Большом зале ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова состоялся заключительный концерт Фестиваля музыки С.М. Слонимского. Музыкальная молодежь Москвы уже не в первый раз приветствует известного композитора, отметившего свой 85-летний юбилей. Примечательно, что, как и на всех предыдущих концертах, сочинения автора звучали в исполнении студентов разных вузов: Ипполитовки, Московской консерватории, колледжа имени Гнесиных.

Специально приехавший из Санкт-Петербурга С.М. Слонимский с большим интересом и вниманием слушал двухчасовую концертную программу, которую открыла профессор МГК им. П.И. Чайковского Е. Б. Долинская - автор только что вышедшей из печати монографии о композиторе.

Поскольку сразу после концерта сам Слонимский, выйдя на сцену, дал свой отзыв об исполнителях, представляется возможным и необходимым повторить слова композитора.

Концерт открылся музыкальным приветствием ипполитовцев: прозвучал инструментальный квинтет «Вечер в Грузии». С.М. Слонимский горячо приветствовал возрождение музыки Ипполитова-Иванова, отметил выразительное исполнение каждого из ансамблистов, высказал пожелание продолжать вводить в современный репертуар забытые сочинения русского мастера.  Добавим: студенты Ипполитовки  класса ансамбля профессора Г.Е. Ивановой  Олесь Смага (флейта), Антон Сорокин (кларнет), Мария Афанасьева (саксофон), Алексей Мисюров (фагот), Анастасия Крижепольская (фортепиано) продемонстрировали понимание «русской музыке о Востоке», раскрыли  контрастный образный мир сочинения.

Помимо инструментальной музыки, прозвучали два Псалма для голоса и фортепиано Ипполитова-Иванова, которые исполнили студенты вокальной кафедры института Станислав Якубовский (класс профессора Яковенко С.Б.) и Элина Орлова (класс профессора Р.П. Лисициана)  - партия ф-но Алла Трдатян. С.М. Слонимский отметил прекрасные вокальные данные молодых певцов и вновь подчеркнул: «Как важно, чтобы звучала музыка Ипполитова-Иванова»!

Тепло отозвался С.М. Слонимский   и о каждом исполнителе его собственных сочинений. Прежде всего, отметил юного участника – Евгения  Евграфова, студента музыкального училища имени Гнесиных (класс фортепиано профессора Ю.А. Богданова), который на большом эмоциональном подъеме сыграл развернутую «Северную балладу памяти Грига». Подчеркнул выразительное исполнение  Дарьей Гороженко, ученицей Г.А. Писаренко  (МГК им. П.И. Чайковского), его романсов на стихи М.Ю. Лермонтова «Ангел» и «Они любили руг друга».

С.М. Слонимский оценил исполнительское мастерство  музыкантов Молодежного камерного оркестра имени М.М. Ипполитова-Иванова, сказав теплые слова о его художественном руководителе, профессоре, ректоре Иполитовки В.И. Вороне и дирижере – ассистенте-стажере института Игоре Берендееве.  Оркестр, уже получивший признание в стране и за рубежом, был, действительно, на высоте. Каждый из трех прозвучавших инструментальных концертов  был по-своему неповторим, и молодые музыканты раскрыли глубину содержания сочинений, масштаб концепций,  исполняли музыку с большой самоотдачей, ярко, темпераментно.

Слушатели (подчеркнем, что зал был буквально переполнен) имели возможность прикоснуться к сложному миру развернутых концертных композиций Слонимского. Специально прилетевший из Бельгии для участия в закрытии фестиваля скрипач Тигран Майтесян продемонстрировал виртуозную технику и раскрыл разные эмоциональные грани в трехчастном  «Весеннем» концерте для скрипки с оркестром.

Вызывал интерес и исполнитель из Китая – Чжан Кайлинь, ассистент-стажер Московской консерватории (класс профессора Ю.А. Тканова), достойно представив двухчастный Концерт для альта с оркестром «Трагикомедия» (мировая премьера).

Шквал аплодисментов и горячий отклик композитора вызвала еще одна премьера – впервые была исполнена «Легенда» С.М. Слонимского для скрипки и оркестра (а не фортепиано, как в оригинале). Отметив очень хорошую оркестровку педагога Ипполитовки И.М.  Кадомцева, композитор подчеркнул прекрасное исполнение сольной партии Валерием Иосифовичем Вороной. Солист вел за собой оркестр, раскрывая неоднозначный и притягательный образный мир сочинения. Каждый звук здесь был содержателен, важен для донесения тех мыслей и чувств, которые вложил автор и претворили в звуковую реальность солист, он же руководитель оркестра, и молодежный коллектив музыкантов.

Браво!